Человеческая природа и божественная
Многие руководствуются в жизни правилом: «доверять природе, следовать природе», но о какой природе говорят они? Есть различные уровни проявления природы.
Животное подчиняется без колебания своему природному инстинкту, что позволяет ему выжить. Человек тоже использует инстинкт для своего выживания и своего земного благополучия; но нет ли у него других устремлений, других потребностей духовного порядка? Сознание человека – это область, где начинает проявляться его другая природа: понимание более универсальное, любовь более безличностная, действие более бескорыстное.
Учитель Омраам Микаэль Айванхов назвал первую природу «персональностью», а вторую – «индивидуальностью». Эти две природы кажутся противостоящими одна другой, но в действительности они обеспечивают скрытый динамизм одного целого
Две природы человеческого существа – Отрывок из Полного собрания сочинений, Том 2
В течение тысячелетий люди пытаются изучить самих себя, чтобы понять принципы, на которых они созданы, и они предложили для этого различные способы разделения человеческого существа. Одни приняли число 2 (добро и зло, верх и низ, дух и материя, мужское и женское, позитивное и негативное, небо и земля). Другие приняли число 3 (мысль, чувство, воля), что соответствует также делению христиан: тело, душа, дух. Алхимики делят человека на 4 части в соответствии с четырьмя стихиями. Астрологи делят его на 12 частей в соответствии с 12 знаками зодиака. Индусы и теософы делят его на 7 частей: тела физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное, буддхическое, атмическое. Каббалисты делят его на 3, на 4, на 9 или на 10 частей… Наконец, для некоторых, человек – это неделимая единица. Какой бы ни была точка зрения, которую принимают при этом делении, она всегда истинна: это зависит от того, под каким углом зрения рассматривают вещи.
Чтобы упростить вопрос, скажем, что человеческое существо есть совершенное единство, единица, но эта единица поляризована, то есть проявляется в двух различных направлениях, в двух различных аспектах. Человек состоит из двух природ или натур: низшей природы (которую мы будем называть «низшим я» или «персональностью») и высшей природы (которую мы будем называть «высшим Я» или «индивидуальностью»). Обе эти природы имеют одни и те же способности думать, чувствовать и действовать, но в двух противоположных направлениях. Чтобы осознать это различие, надо наблюдать за собой. Большинство людей смешивают всё: низшие мысли и чувства представляются им такими же, как мысли и чувства высшей природы; они не умеют отличить одни от других. Тогда как для Посвящённых это различие абсолютно ясно. В действительности, невозможно провести абсолютную границу, отделяющую эти две природы, потому что они погружены одна в другую (подобно тому, как вы не сможете увидеть разделяющую линию между цветами спектра, которые очень ясно различимы издалека). Но в текущей жизни эти две природы очень сильно отличаются одна от другой.
Проявления двух природ человеческого существа – Полное собрание сочинений Том 2
Персональность хочет любой ценой показать себя, и для этого она готова использовать все средства: она раскрашивается кричащими красками, одевается в эксцентричные одежды и заставляет обратить на себя внимание с помощью деланного смеха и неестественных жестов. Она всегда хочет показать себя больше, чем она есть, подобно курице, которая раздувает свои перья, чтобы казаться больше. Но она в высшей степени изменчива и переходит от одного состояния к другому с невероятной легкостью: она то весела, то печальна; то оптимистична, то уныла; то мила, то озлоблена. Она боится голода, бедности, смерти и строит невообразимые расчёты, чтобы обеспечить себя пищей и всякого рода обладаниями. Но она не может ничего удержать, потому что представляет собой бездонную пропасть, в которой всё теряется. У неё только один побудительный мотив – её интерес; и она способна изменить ради него всё: философию, религию, политические взгляды, причем так быстро, как того требуют обстоятельства.
Индивидуальность действует в противоположность персональности. Она не стремится себя показать, она никогда не пускает пыль в глаза, она не кричит, чтобы быть замеченной, потому что она уверена, что это произойдёт, когда будет необходимо. И для этого она рассчитывает только на свои качества и работу. Она обладает стабильным, непоколебимым убеждением, устойчивыми и несокрушимыми верой и надеждой. Она не изменяется, её точка зрения остаётся всегда незыблемой.
К несчастью, люди слишком сильно рассчитывают на свою персональность, и почти все ищут свободу, счастье и свет в низшей области своей природы. Нет, с персональностью они найдут только слабости в физическом плане, страдания в астральном плане и заблуждения в ментальном плане. Это всё, что может дать персональность, несмотря на свой соблазнительный облик. Она похожа на мыльный пузырь: мыльный пузырь поднимается, сверкающий разными красками, отливающий всеми цветами радуги, но… очень скоро он лопается.
Познать себя в божественном мире – Мысли на каждый день, 22 декабря 2001 года
Бог в нас и вне нас, и то же самое мы можем сказать о нашем высшем Я. Большинство людей не имеют достаточно развитого сознания, чтобы чувствовать присутствие в себе этой возвышенного Существа, которое есть сам Свет, сама Любовь и само Могущество. Поэтому первая работа духовного человека – это искать в самом себе следы этого присутствия, зная, что это оно и является его истинным Я. Было сказано: «Познай самого себя». Чтобы действительно познать самого себя, нужно познать себя наверху, в божественном мире. Пока человек не сумеет осознать своё существование наверху в качестве частицы Божества, он не познает самого себя, и он не сможет овладеть ни одним из божественных качеств. Познать себя – это найти в себе самого себя, одновременно с нахождением Бога. Найдя Бога, находят любовь, свет, свободу, радость, и их находят не только в себе, но во всех людях, а также в животных, растениях, камнях. Когда находят Бога в себе, Его открывают повсюду, во всей природе – это и есть действительно познать себя.
Стать хозяином своей персональности – Полное собрание сочинений, Том 2
Когда персональность станет его служанкой, дух человека сможет совершать чудеса. Знайте, что всё, что препятствует духу, всё, что мешает ему понимать, творить, действовать свободно – это персональность. Понаблюдайте характеры вокруг вас, и вы констатируете, что чем больше доминирует персональность, тем больше человек ограничен и находится под влиянием своих предвзятых мнений. А любое предвзятое мнение в философских или религиозных вопросах, в отношениях с людьми или в работе влечёт за собой осложнения во взаимопонимании и сотрудничестве. Нет худшего предубеждения, чем предубеждение персональности, которая раздражается, обороняется, мстит и без конца меняет свою точку зрения. И именно потому, что все деяния персональности имеют корыстную цель, она навсегда обречена не видеть реальность вещей. Когда Посвящённый видит, что в его Школу пришли люди с очень развитой персональностью, он уже знает, какие препятствия они встретят, и какие трудности будут у него с их обучением. Абсолютная формула Посвящённых гласит: чем больше люди подчиняют себе персональность, иными словами – чем более они ограничивают себя и властвуют собой, тем больше они освобождаются и усиливаются.
«Предоставь мёртвым погребать своих мертвецов; а ты, живой, следуй за мной! » – Полное собрание сочинений, Том 20
Постарайтесь принимать во внимание только божественную природу людей, их душу, их дух, не занимайтесь тем, чтобы удовлетворять нужды их низшей, эгоистической природы. Вы скажете: «Да, но если я не буду уступать их желаниям, то мой муж, моя жена, мои дети будут недовольны». Пусть все они сердятся, а вы любите их божественную сторону! Иисус сказал: «Предоставь мёртвым погребать своих мертвецов; а ты, живой, следуй за мной!» Если интерпретировать широко эти слова, можно сделать очень интересные открытия. Почему у людей возникает столько проблем в их взаимоотношениях? Это потому, что они следуют за мёртвыми. Да, низшую природу, персональность, надо поместить в разряд мертвецов, и если вы будете только и делать, что потакать ей и удовлетворять её капризы, то вы кончите тем, что и сами умрёте. Иисус говорил не о тех мертвых, которые похоронены на кладбище, ибо они находятся там, где они и должны быть; впрочем, их душа живая. Мертвецы, о которых говорил Иисус, – это люди, которые лишены всякой духовной жизни, потому что они позволили очень далеко пойти своей низшей природе; именно они и есть настоящие мертвецы.